“Газпром” в конфликте с Туркменией решил до конца повторить путь Украины и подал иск в Стокгольмский арбитраж. По данным “Коммерсанта”, компания требует от “Туркменгаза” около $2 млрд переплаты с 2010 года, а также снижения take-or-pay до 4 млрд кубометров в год. Но даже в случае выигрыша взыскать деньги будет непросто, а решение может быть использовано против самой монополии ее клиентами в Европе.
“Газпром” подал иск к “Туркменгазу” в Стокгольмский арбитраж, заявили в “Газпром экспорте”, отказавшись уточнить детали. Как сообщалось, “Газпром” и Туркмения спорят о цене газа. По данным издания, в арбитраже монополия намерена требовать от Ашхабада возврата переплаты за газ с 2010 года и снижения контрактных объемов с 10 млрд до 4 млрд кубометров в год. Размер переплаты источники, близкие к “Газпрому”, оценили примерно в $2 млрд. Иск был подан после того, как стороны несколько лет вели безуспешные переговоры о пересмотре цены из-за изменения условий на рынке.
В 2000-х годах объем закупок “Газпрома” в Туркмении превышал 40 млрд кубометров в год. Контракт действует до 2028 года, расторгнуть его можно только по соглашению сторон. Но в 2009 году при резком сокращении цен и спроса на газ в Европе “Газпром” резко снизил закупки у “Туркменгаза”, требуя уступок и по цене. А в апреле 2009 года после взрыва на газопроводе Средняя Азия–Центр поставки остановились и возобновились только в 2010 году, когда Туркмения согласилась снизить объем take-or-pay до 10 млрд кубометров и изменить формулу цены.
Но с тех пор закупка туркменского газа не была реально прибыльной для “Газпрома”, хотя при этом и не платится экспортная пошлина. Необходимость в нем для снабжения юга России исчезла после того, как “Газпром” расширил узкие места газотранспортной системы. Цена на туркменский газ, по данным издания, составляет порядка $200 за тысячу кубометров, что примерно вчетверо выше себестоимости добычи “Газпрома”. Сейчас же, по словам источников, из-за снижения экспортных цен закупки у Туркмении убыточны для “Газпрома”, и с начала года монополия в одностороннем порядке платит за газ по цене, “обеспечивающей безубыточность”, снизив закупку с 10 млрд кубометров до 4 млрд кубометров в год. Для Ашхабада это означает потерю около $1,6 млрд экспортной выручки, и Туркмения уже обвинила “Газпром” в невыполнении контракта.
Разбирательство в Стокгольме станет первым арбитражем в истории российско-туркменских газовых отношений, и, судя по всему, это первый международный арбитраж для Туркмении. Советник юридической фирмы Bryan Cave LLP (Лондон) Мария Гриценко отмечает, что известны лишь инвестиционные споры Туркмении в МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров). По словам собеседников в “Газпроме”, компания долго откладывала подачу иска в том числе потому, что даже в случае выигрыша Туркмению будет сложно заставить исполнить решение. “Ашхабад не является участником Нью-Йоркской конвенции 1958 года о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, поэтому принудительное исполнение решения возможно тем же способом, что и в отношении имущества РФ (по делу ЮКОСа.— ред.)”,— говорит Мария Гриценко. Она отмечает, что “Газпрому” придется приложить усилия, чтобы найти принадлежащие Туркмении активы и наложить на них арест.
Это также первый арбитраж, в котором “Газпром” выступает как покупатель газа: до этого монополия отстаивала позицию продавца, требуя от клиентов выполнения контрактов. Но “Газпром” шел и навстречу клиентам, снижая цены, вводя спотовую составляющую в формулу цены и сокращая объем take-or-pay, что “Туркменгаз” сейчас делать отказывается. “Конечно, подача иска — это более правильно, чем просто платить за газ по своему усмотрению, как поступили китайцы во время спора о цене поставок российской нефти по ВСТО в 2011 году,— говорит Мария Белова из Vygon Consulting.— Но иск может обернуться против “Газпрома” в спорах с европейцами”.
Госпожа Белова добавляет, что конфликт в целом испортит политические отношения Москвы с Ашхабадом и заставит последний активнее искать альтернативные пути поставок газа в Европу — через Каспий или Иран. Сейчас Еврокомиссия снова объявила приоритетом поставки газа из этого региона, но пока Иран и Россия блокируют прокладку газопровода по дну Каспия. По мнению Алексея Гривача из ФНЭБа, подача иска в Стокгольме — маневр в переговорах, реального разбирательства не будет. Позиция Туркмении, поясняет эксперт, слабая — газ “Газпрому” не нужен, альтернативных маршрутов поставки нет, поэтому они либо согласятся на меньшее, либо не получат ничего.
|