Глава правительства России Дмитрий Медведев подписал постановление от 7 октября 2013 года, в котором расширен список госкомпаний, высокопоставленные сотрудники которых должны будут предоставлять сведения об имущественных обязательствах, доходах и расходах.
Свои доходы теперь обязаны раскрывать не только руководители этих госкомпаний и учреждений, но и их заместители, топ-менеджеры, главные бухгалтеры… И даже супруги, и несовершеннолетние дети.
Прежний перечень, подписанный Медведевым в июле этого года, включал 29 госкомпаний, теперь их число увеличилось более чем в два раза и составило 63 госкомпании. Из нефтегазового сектор в обновленный список попали АК «Транснефть», ОАО «Газпром», ОАО «Зарубежнефть», «Роснефть», «Роснефтегаз».
Федеральные ведомства должны были отчитаться о расходах и доходах чиновников до 1 июля, но почему-то это сделали лишь Центробанк и Минтруд – остальные предпочли от этой процедуры воздержаться.
Еще в июле премьер Медведев объяснял, что топ-менеджеры и чиновники, по сути, трудятся в примерно одинаковых условиях, значит, для них должны быть одинаковые антикоррупционные правила.
Напомним, что высшие чиновники публикуют свои декларации о доходах уже давно — с 2008 года, когда подобный шаг инициировал бывший тогда президентом России Дмитрий Медведев.
«Особое внимание мы уделим проверке достоверности и полноты предоставленных данных. Эта работа будет носить системный характер», — подчеркнул тогда Медведев.
Но у многих уважаемых наших сограждан подобный способ «выворачивания» государственных топ-менеджеров, их близких и приближенных вызывает много скепсиса. Так, еще в июле научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин назвал «несусветной чушью» постановление правительства России.
«Когда вы наделали кучу государственных компаний, корпораций и хотите еще их контролировать как чиновников — чушь несусветная. Вот, передайте Дмитрию Анатольевичу, чтобы он не слушал всех этих людей, которые вокруг него крутятся», — сказал Ясин.
Вместо выстраивания подобных механизмов нужно продолжать курс на приватизацию, заявил экономист. Потому что попытки контролировать доходы и расходы сотрудников госкомпаний лягут на плечи рядовых налогоплательщиков. «Все на нашу голову, потому что еще будут чиновники, которые будут все контролировать, и тому подобное. Кому это надо?» — заметил он.
А эффект уменьшения бюрократии и взяточничества даст только ограничение влияния государства в экономике, добавил эксперт.
|