12 марта 2013 г в офисеВ. Зубков провел селекторное совещание по вопросам укрепления платежной дисциплины при оплате за газ и исполнения администрациями субъектов РФ обязательств по подготовке потребителей к приему газа по программам газификации российских регионов.
В совещании приняли участие зам Предправления В. Голубев, члены Правления: начальник Департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов К. Селезнев, начальник Департамента по работе с органами власти РФ В. Марков.
В режиме видеоконференцсвязи в совещании участвовали губернаторы и представители правительств Астраханской, Архангельской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Калужской, Курганской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Новгородской, Омской, Орловской, Пензенской, Тамбовской, Тверской областей, Пермского и Краснодарского краев, руководители республик Башкортостан, Калмыкия, Дагестан, Северная Осетия – Алания.
Было отмечено, что внутренний рынок газа является главным приоритетом для Газпрома.
Компания предпринимает все необходимые меры для гарантированного обеспечения надежных поставок газа всем категориям потребителей в России.
Газпром ведет системную работу по дальнейшему повышению надежности транспортировки газа, обеспечению безопасной эксплуатации и обслуживанию газового оборудования.
Инвестиции в эту сферу зависят, в том числе, и от своевременной оплаты поставляемого газа.
В. Зубков подчеркнул, что несмотря на достигнутую относительную стабильность уровня платежей по отдельным категориям потребителей, общая задолженность перед Газпромом за поставленный газ продолжает стремительно расти.
Так, за 2012 г общая задолженность конечных потребителей увеличилась в 1,5 раза (на 47%) и к 1 января 2013 г достигла 143 млрд руб.
При этом наибольшую озабоченность Газпрома вызывает негативная динамика, демонстрируемая организациями коммунального комплекса.
При доле в объеме поставок 12,6 % они формируют 30% задолженности.
В 2012 г задолженность коммунального комплекса выросла более чем на 60% – с 26 до 42,3 млрд руб., а уровень платежей снизился с 95% до 88% – до уровня кризисного 2009 г.
Неудовлетворительная ситуация сложилась в 17 регионах: республиках Башкортостан, Дагестан, Калмыкия и Северная Осетия – Алания, Краснодарском и Пермском краях, Архангельской, Астраханской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Ленинградской, Московской, Новгородской, Орловской, Пензенской и Тверской областях.
В этой связи участники совещания выразили единое мнение о необходимости кардинального изменения ситуации и принятия комплексных мер для повышения платежной дисциплины организаций коммунального комплекса (ОКК).
Анализ причин, приводящих к росту задолженности, показывает, что ограниченность финансовых ресурсов регионов не является определяющим фактором. Основная причина накопления задолженности ОКК – это создание посредников в цепочке расчетов за потребляемый природный газ (включая газовую составляющую в тепловой энергии) в виде недобросовестных управляющих компаний.
Денежные средства населения не в полном объеме доходят до тепло- и ресурсоснабжающих организаций, что в большей степени связано с нецелевым расходованием поступающих средств.
По мнению Газпрома, решением этой проблемы должно стать введение механизма обязательного «расщепления» платежей за теплоэнергию. Это позволит выделять газовую составляющую и перечислять ее через региональные информационно-расчетные центры непосредственно поставщику газа.
Следующей причиной возникновения долгов ОКК является институт частных операторов котельных, работающих на арендованном имуществе.
Распространенным явлением стало создание фирм–однодневок с минимальным уставным капиталом, которые, уклоняясь от оплаты за газ, и не имея ликвидных активов, объявляют себя банкротами.
Оборудование неоднократно передается в аренду новым компаниям, что лишает поставщика газа возможности взыскать задолженность.
Переломить ситуацию позволит усиление контроля региональных органов власти над передачей муниципального имущества в аренду.
Кроме того, следует ужесточить требования к арендаторам по размерам чистых активов, предусмотрев обязательное страхование ответственности за неисполнение обязательств перед ресурсоснабжающими организациями.
На увеличение задолженности ОКК также влияет несоответствие фактически установленных тарифов на теплоэнергию экономически обоснованным.
Администрациям субъектов РФ необходимо провести аудит тарифов на теплоэнергию и, в случае их несоответствия, определить механизм компенсации выпадающих доходов поставщика энергоресурсов.
Устранение накопленной задолженности, по мнению В. Зубкова, является взаимосвязанным вопросом с продолжением реализации программы газификации в ряде регионов.
За период с 2005 по 2012 г Газпромом направлено на развитие газификации порядка 180 млрд руб, не считая более 100 млрд руб, выделенных на строительство газопроводов-отводов и газораспределительных станций, являющихся неотъемлемой частью газификации регионов.
Газпром выполняет взятые на себя обязательства в полном объеме.
За 8 лет Газпром построил 1 527 межпоселковых газопроводов протяженностью более 21,8 тыс км, газифицировано порядка 600 тыс квартир и домовладений и 3 623 котельные в 2 753 населенных пунктах.
Тем не менее, в результате невыполнения региональными властями своих обязательств, природный газ так и не пришел в 120 тыс квартир и домовладений, до сих пор не газифицировано порядка 850 запланированных котельных.
К началу 2013 г количество субъектов РФ, не выполняющих свои обязательства по подготовке потребителей к приему газа, достигло 15.
При корректировке по итогам полугодия инвестиций по программе газификации на 2013 г и выделении средств на последующие годы Газпром обязательно будет учитывать как степень исполнения администрациями субъектов своих обязательств по подготовке потребителей к приему газа, так и состояние задолженности за газ. Рост задолженности лишает смысла дальнейшие инвестиции в газификацию регионов–должников, так как газифицированные объекты могут стать генератором новых долгов. Соответственно администрациям субъектов РФ необходимо уделять повышенное внимание решению обозначенных вопросов.
Как отметил Председатель Совета директоров Газпром, субъекты Федерации, где по итогам 1-го полугодия 2013 г будут сокращены инвестиции компании в газификацию, в значительной степени лишатся действенного инструмента для раскрытия экономического потенциала, повышения инвестиционной привлекательности и улучшения жизни людей.
«Мы провели обстоятельное обсуждение проблем долгов. Пути их решений нами намечены.Ситуация не является тупиковой, об этом свидетельствует позитивный опыт ряда регионов. Ситуацию можно значительно изменить к лучшему за счет повышения прозрачности системы расчетов, ликвидации возможностей для манипуляций теплоэнергетическими объектами.
В настоящее время важно правильно установить приоритеты при подготовке коммунального хозяйства к очередному отопительному периоду, к которому, по сути, мы начинаем готовиться уже сейчас. Вместе мы в состоянии сделать все возможное, чтобы подойти к его началу в этом году уже без основной части проблем, ведущих к наращиванию долгов за энергоресурсы», – сказал по итогам совещания В. Зубков.
Несмотря на общую негативную тенденцию, связанную со снижением уровня платежей предприятиями коммунального комплекса, ряд регионов обеспечил неплохие результаты по этому показателю и не допустил ситуации с накоплением задолженности - это Липецкая, Тамбовская, Курганская, Омская, Калужская, Вологодская, Белгородская, Нижегородская, Ростовская области, Республика Мордовия.
Нелишне напомнить, что задолженность за газ формируется и по объективным причинам.
Часть населения физически не может платить за газ.
Это и сельские районы, где много безработных, и дотационные регионы.
Как может заплатить безработный?
Добавим, что чистая прибыль Газпрома по итогам 3-х кварталов 2012 г хоть и снизилась на 12%, но составила внушительную сумму 813,7 млрд руб.
В 2012 г Газпром сократил экспорт газа на 8% - до 203,22 млрд м3.
В 2013 г Газпром планирует экспортировать 151,8 млрд м3.
Снижение выручки без учета инфляции может составить около 20 млрд долл США/год или около 600 млрд рублей/год.
На этом фоне неплатежи за коммунальные платежи, вероятно, не кажутся столь большими.
Обсудить на Форуме
|