-->
Поездка премьер-министра России Михаила Фрадкова и министра промышленности и энергетики Виктора Христенко в Японию, которая состоится на этой неделе, обещает стать весьма напряженной. В конце декабря российская сторона вынудила англо-голландскую Shell, а также японские Mitsui и Mitsubishi уступить «Газпрому» за счет собственных долей контрольный пакет в проекте «Сахалин-2». А сейчас Россия заговорила о возможности переноса на неопределенный срок строительства второй нитки нефтепровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана — от поселка Сковородино до порта Козьмино в Охотском море. Как сообщил японским журналистам в конце минувшей недели г-н Христенко, решение правительства о начале строительства второй ветки будет принято лишь после того, как будут подтверждены необходимые объемы запасов нефти в Восточной Сибири. Но если г-н Христенко предполагает, что это будет сделано уже к концу следующего года, то источник «Времени новостей» в Минприроды утверждает, что необходимые объемы запасов могут появиться не раньше 2011-2012 годов.
Япония в надежде получить доступ к российской нефти пытается убедить Москву построить нефтепровод из Восточной Сибири к Тихому океану с 2000 года. А в 2002 году во время визита Владимира Путина в Токио Страна восходящего солнца сделала предложение полностью прокредитовать этот проект в объеме 5 млрд долл. Однако тогда ответа на это предложение не последовало — параллельно обсуждалось строительство трубы в Китай. Позже на заседании правительства в 2003 году был найден компромисс: нефтепровод будет построен к Тихому океану, но с ответвлением в Дацин.
На первом этапе планировалось построить нитку от Тайшета до пограничной с Китаем точки Сковородино мощностью 30 млн тонн в год и протяженностью 2,8 тыс. км, а также нефтеналивной терминал в Козьмино. Строительство началось в апреле прошлого года, и уже сварено более 620 км труб. Ожидается, что уже во второй половине следующего года первая ветка будет готова к эксплуатации. Поставки сырья должны были обеспечить месторождения Западной Сибири. Второй этап предполагает создание второй ветки нефтепровода от Сковородино до Козьмино мощностью 50 млн тонн в год и расширение до 80 млн тонн в год участка Тайшет-Сковородино. Сырьем для этого нефтепровода должна была стать нефть Восточной Сибири, в частности с Юрубчено-Тахомского (лицензия пока принадлежит ЮКОСу), Куюмбинского («Славнефть»), Среднеботуобинского («Таас-Юрях нефтегазодобыча»), Верхнечонского (ТНК-ВР и «Роснефть») и Талаканского («Сургутнефтегаз») месторождений.
По словам г-на Христенко, правительство не сомневается в том, что первый этап нефтепровода в Китай будет завершен в срок. «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» уже провели доразведку, и мы обладаем абсолютно понятными, точными перспективами на этот счет», — цитирует его РИА Новости. При этом он подчеркнул, что на основных месторождениях, с которых планируется поставлять нефть в трубопровод, уже началась добыча и идет полным ходом создание инфраструктуры для соединения с ВСТО.
А вот что касается второго этапа, то, похоже, правительство сознательно затягивает начало строительства. «Основным ключом принятия формального решения является не завершение первой очереди, а наличие четкой информации по разведанным запасам в Восточной Сибири», — заявил министр. Правда, тут же оговорился, что у его ведомства есть основания полагать, что к 2008 году такая информация будет получена и это позволит начать вторую фазу реализации проекта. «Думаю, возможен вариант, когда в 2012 году вся трубопроводная нефтяная система будет завершена», — в итоге поправился министр.
Минприроды и «Роснедра» уже давно говорят о том, что при текущих темпах геологоразведки к 2008 году запасы Восточной Сибири смогут обеспечить загрузку нефтепровода максимум в объеме 30 млн тонн в год. «Реализация второго этапа ВСТО должна идти в рамках программы освоения Восточной Сибири, которая предполагает постепенный прирост запасов, — говорит источник в Минприроды. — Так что решение правительства о начале строительства второго этапа вряд ли будет принято раньше 2011-2012 годов». А другой представитель министерства добавляет: «Восточная Сибирь обладает огромными ресурсами углеводородов, но что бы их превратить в запасы, необходимо сделать подробную сейсмику, пробурить разведочные скважины, а это требует достаточно большого времени». Так что и заявленных трех-четырех лет может не хватить для получения необходимых для коммерческого использования нефтепровода объемов запасов. Тем более что Минприроды неоднократно сообщало о существенном отставании в проведении геологоразведочных работ. Как говорил в декабре прошлого года замминистра природных ресурсов Анатолий Темкин, виноваты оказались не только мелкие нефтяные компании, но и такие, как «Роснефть», «Газпром» и ТНК-ВР. Компании, правда, уверяли, что все работы завершат в требуемые сроки.
Кроме того, уже сейчас налицо сильное удорожание проекта. Согласно меморандуму к выпуску еврооблигаций «Транснефти», строительство первого этапа нефтепровода может обойтись компании примерно в 13,2 млрд долл. Во сколько обойдется второй этап, монополия пока не подсчитала. Между тем два года назад общая стоимость ВСТО, по расчетам «Транснефти», должна была составить 11,5 млрд долл., из которых 6,6 млрд приходилось на первый этап. Как и тогда, так и сейчас в «Транснефти» говорят, что все финансирование будет осуществляться за счет заемных средств.
Так что, возможно, сейчас Россия попытается найти новые, более выгодные источники финансирования проекта, и нельзя исключать, что гг. Христенко и Фрадков попробуют напомнить Японии ее предложение о кредите. По материалам «Времени новостей».
Нефтепродукты на eOil.ru |